Понятно, что заявление Владимира Зеленского о его готовности к проведению выборов в Украине не появилось бы, если бы не комментарий Дональда Трампа в опубликованном Politico интервью.
В этом смысле реакция Зеленского была быстрой и максимально содержательной: нужны выборы – проблем нет. Точнее, есть две.
Первая – это война.
Сотни российских беспилотников и десятки ракет и десятки ракет ежедневно прибывают в украинские города и села. В Киеве бывают дни, когда его жители сидят десять часов подряд без света. Удары падают не только на военные объекты и энергетическую инфраструктуру, но и на жилые высотные здания.
Правильно сказать, что это не лучший момент для агитации и организации голосования (особенно с учетом того, что адреса избирательных участков будут размещены в открытом доступе, и если кто-то, например, россия, хотел бы по какой-то причине сорвать завещание, она могла бы ударить непосредственно по этим координатам, постфактум, называя их военными объектами).
Вторая – это организационная.
Действующее законодательство о выборах в Украине не дает ответов на вопросы, например, о том, как организовать голосование за нескольких (мы даже точно не знаем, сколько) миллионов беженцев от войны — потому что уже понятно, что избирательные участки в палатах посольств и консульств не смогут принять даже небольшую часть этих людей, если они захотят проголосовать.
Или как сотни тысяч военнослужащих ВСУ проголосуют на линии фронта (не говоря уже о том, как обеспечить их очевидное право быть избранными в органы власти страны, которую они защищают).
Есть еще одна третья проблема – деньги на эти выборы, но мы пока выйдем из скобок.
Что вчера сказал Зеленский?
Что он совсем не против выборов (и это, кстати, вполне в духе его предыдущих заявлений: он, конечно, никогда не выражал желания быть пожизненным президентом Украины). Он сказал, что решает вторую проблему, Киев берет на себя.
Запрет проводить президентские выборы во время войны действительно не содержится в конституции Украины, поэтому следует упразднить законодательный запрет на кампанию во время военного положения, а также законодательно решить вопрос с голосованием в «особый период». Эта задача нетривиальна, но если очень нужно, реализовать ее можно – и полный вперед.
Соответствующие поручения Зеленский своим вчерашним заявлением уже отдал. Конституция четко запрещает только парламентские выборы во время военного положения, а вот запрет на все виды выборов содержится в законе о правовом режиме военного положения, который может быть изменен 226 голосами. равно как и избирательное законодательство. А вот решить первую задачу Украина точно не может.
И на самом деле это отнюдь не то, что Зеленскому так нравится быть президентом – самая главная причина, почему выборы здесь не проводятся. Что ж, говорит Владимир Зеленский своему американскому коллеге, если вам так нужны выборы и мы не против, сделайте их, пожалуйста, реальными. Сделайте так, чтобы участники выборов могли собирать предвыборные митинги. Чтобы люди не боялись идти на участки. Чтобы члены комиссий могли признать верные голоса, не опасаясь, что процесс подсчета сорвет шахед или калибр. Иными словами, это должно быть после начала достаточно длительного перемирия, которого упорно требует в течение последнего года Киев и которого с не меньшей настойчивостью отказывается Москва.

Когда-то от одного представителя украинской власти слышало выражение: Украина может сказать, что проведет выборы, только если Штаты обеспечат присутствие своей мощной наблюдательной миссии на всей территории страны в течение кампании. США, мол, точно не рискуют жизнью своих граждан, поэтому на это предложение у них будут только плохие ответы. Думаю, что Киев может обратиться к этой формуле и сейчас.
Поэтому резюмируя: заявлением о выборах Зеленский просто опрокинул мяч в поле Вашингтона и подтвердил, что выборов он не боится. Более того – и пусть это будет последним, на что нужно обратить внимание, – действующий президент Украины будет действительно входить в фаворитов любой избирательной кампании, которую можно организовать в его стране в ближайшее время.
Прежде всего, если речь идет о выборах без отмены военного положения, а значит, с соответствующими ограничениями свободы собрания, свободы слова, комендантским часом и другими прелестями жизни в нынешней Украине, а также без сильных потенциальных кандидатов в бюллетене, которые появились бы в нем, если бы выборы состоялись уже после окончания войны.
Поэтому, если (вдруг) вдохновители вчерашнего заявления Дональда Трампа преследовали цель убрать Владимира Зеленского из шахматной доски и получить вместо него любого другого украинского лидера, то в результате они, похоже, оказались лишь дальше своей цели.

Источник: bbc.com

