На контрольно-пропускном пункте Верхний Ларс российско-грузинской границы со среды царит непривычное оживление. За считанные часы после объявления Владимиром Путиным частичной мобилизации на этом КПП образовалась очередь из желающих покинуть страну. С каждым днём она растёт.
«Лучше сесть в тюрьму, чем поехать умирать за Путина»
Нескончаемый поток людей, устремившихся к КПП, не останавливает и непогода. 24 сентября, на третий день «великого стояния», россияне продолжали брести под ливнем, который длился до самой ночи. На контакт с незнакомцами они шли с неохотой.
34-летний айтишник Артем из аннексированного Крыма рассказал корреспонденту Кавказ.Реалии, что решил покинуть Россию навсегда. Он задумывался об этом давно, но точкой невозврата стала дата 21 сентября. Вместе с супругой и трехлетним сыном он решил перебраться в Англию транзитом через Грузию – в очереди семья стояла уже девять часов.
«В Англии у меня живет брат, который поможет обустроиться на новом месте. Я служил в танковых войсках, так что, скорее всего, мобилизационное предписание мне пришлют. Сейчас у нас повестки прямо на улицах раздают. Вот я и решил не дожидаться «письма счастья» и уехать от этой войны. Я убежден, что ни Украина, ни Россия ничего по ее итогам не выиграют, но обе страны будут обескровлены. Какое здесь будущее может быть для моего сына?» – задается вопросом Артем.
За два часа очередь продвигается лишь на несколько метров. Николай с тремя детьми и супругой едет в отпуск в Грузию. Поездку запланировали несколько месяцев назад, чтобы погостить у друга-сослуживца.
«Мы служили с ним в артиллерийских войсках в Красноярске. Сильно сдружились и раз в год стараемся ездить к друг другу в гости. Но в этот раз мы решили там задержаться по известным обстоятельствам. Мне 59. Если призовут, то шанс погибнуть 50/50, а если посадят за уклонение – 70/30. Выбор у меня небольшой», – считает отец семейства.
Супруги Виктор и Евгения из Краснодара – релоканты, слово «эмигранты» они не любят. Семья покинула страну еще в апреле, оставив издательство – семейное дело, которое основал отец Виктора. Занимаются им теперь из Батуми. Они стоят в пробке уже сутки, переживают, что на границе могут не пропустить.
«Дочка у нас во Франции учится. Она сказала, что нам самим делать выбор, но ей будет трудно приезжать в Россию. Вот мы и решили уехать. Тем более на тот момент идейные расхождения с партнерами стали острее, стало невозможно нормально работать. Думается нам, что цель у многих – не эмиграция на ПМЖ, а временный отъезд из страны, чтобы избежать возможных рисков. Нам жаль Россию, жаль людей, которым еще жить при режиме Путина», – говорит Евгения.
В любой момент могут принять закон, по которому ты что-то должен государству, точнее кучке олигархов
Размеренность на трассе периодически нарушают лихачи, выезжающие на встречную полосу в попытках объехать очередь, и полицейские машины, призванные регулировать движение. Периодически можно наблюдать и обратное – как по встречной полосе несется полиция, а за ней гражданские машины. Один из таких «незаконных» кортежей провожает взглядом 45-летний Александр, ожидающий своей очереди порядка 10 часов. Он военнообязанный с категорией годности «Б», но идти на войну не собирается.
«Я этой стране ничего не должен. Все что мог – дал, а она что? Смотрю, как мимо пролетают машины по свободной полосе. Как люди вообще находят так много возможностей кому-то заплатить, чтобы проехать? Закон не должен применяться избирательно. Пусть дети депутатов и олигархов поедут воевать, это станет для простого народа примером патриотизма», – считает он.
25-летний Михаил из Астрахани решил добираться до КПП на велосипеде, предварительно доехав до начала очереди на такси. У молодого человека нет опыта участия в боевых действиях, но он все равно опасается призыва.
«Думаю, уезжают те, кто никогда не поддерживал войну и не хочет браться за оружие, ибо это противоречит человеческим законам. Выбора особо в России нет для мужчин: либо в военкомат, либо в тюрьму. В любой момент могут принять закон, по которому ты что-то должен государству, точнее кучке олигархов. Не знаю, пропустят ли на посту, много слухов, что границу закроют. Я уезжаю из страны, потому что…»
«…потому что у власти сидит диктатор, окруженный армией силовиков», – не дает договорить ему женщина рядом. Ее зовут Елена, она живет в Санкт-Петербурге, работает переводчиком.
«Ощущение полной безнадежности. 21 сентября я потеряла последнюю надежду на окончание этого безумия. Пока еду в гости к подруге в Батуми, а там на месте осмотрюсь. Вы просто посмотрите на эту мрачную картину великого исхода из России. И я многих мужчин понимаю, мне кажется, лучше сесть в тюрьму, чем поехать умирать за Путина», – говорит Елена.